«Суперсервисы» торопят в Белый дом

Вице-премьеру Дмитрию Чернышенко представили план поддержания волны цифровизации госорганов и после окончания коронавирусной эпидемии

Минкомсвязь подготовила план ускоренной цифровизации государства, в котором предлагает Белому дому закрепить опыт мобилизационного перевода госуслуг в онлайн в период пандемии. Он опирается на идеологию «суперсервисов» — инициативного предоставления госуслуг гражданам по данным, которые уже имеются в распоряжении госорганов. По оценкам ведомства, уже в 2020 году возможно обеспечить доступность 10% массовых социально значимых услуг на портале «Госуслуги» и перевести 5% всех обращений за их оказанием в электронный формат, а в целом в плане до 2024 года — реализация «гособлака», цифровизация контроля и надзора и сокращение издержек на традиционную бюрократию. Тормозом проекта пока выступает законопроект о цифровом профиле гражданина, на котором базируются «суперсервисы» и против которого выступает ФСБ.

Минкомсвязь направила в правительство план цифровой трансформации системы госуправления на 2020 год, из которого следует, что ведомство вернулось к активной работе над «суперсервисами» (концепция предполагает проактивное предоставление госуслуг по данным о жизненных ситуациях граждан) и рассчитывает в этом году запустить их первые элементы. Напомним, о намерении создать такие сервисы Минкомсвязь объявила еще в 2019 году, определив перечень из 25 основных жизненных ситуаций граждан и бизнеса с намерением «покрыть» 90% их «соприкосновений» с государством.

Вынужденный переход значительной части экономики в онлайн из-за пандемии COVID-19 стимулировал Минкомсвязь обновить планы госцифровизации.

Напомним, правительству пришлось экстренно переводить часть госуслуг в цифровой формат — так, в электронном виде подаются заявления о матпомощи многодетным, о постановке на учет в центры занятости и выплате пособий по безработице, оформляются заявки на льготную ипотеку. Теперь план на этот год охватывает десяток «социально значимых» суперсервисов. В документе перечислены:

  • «Рождение ребенка»,
  • «Социальная поддержка онлайн»,
  • «Трудовые отношения онлайн»,
  • «Пенсия онлайн»,
  • «Онлайн-помощь при инвалидности»,
  • «Поддержка при утрате близкого человека»,
  • «Цифровое исполнительное производство»,
  • «Мое здоровье онлайн»,
  • «Поступление в ВУЗ онлайн»,
  • «Цифровое строительство».

Запуск их предполагается постепенным: так, регистрация рождения ребенка через «Госуслуги» без посещения органов ЗАГС сначала будет реализована в Тульской и Ленинградской областях, а в рамках суперсервиса «Мое здоровье» в них можно будет оформить цифровой полис ОМС.

Итогом «цифровизации» государства к концу года должны стать доступность 10% массовых социально значимых услуг на портале «Госуслуги», перевод 5% всех обращений за ними в электронный вид и оценка удовлетворенности их качеством не ниже 3,7 по 5-балльной шкале. Другим приоритетом должны стать «систематизация и инвентаризация данных» в госорганах, эффект от этого «будет ощутим в 2021 году» — например, ожидается, что с 1 января 90% крупных и средних предприятий будут передавать официальные статданные в электронном виде, а объем отчетности сократится на 10%. Цели до 2024 года власти пока формулируют в общем виде: рост удовлетворенности граждан качеством услуг, трансформация контрольно-надзорной деятельности, предоставление облачных сервисов госорганам, а также снижение издержек на осуществление госфункций.

Административно задачу государственной цифровизации планируется «погрузить» в нацпроект «Цифровая экономика», в котором, видимо, ее показатели будут детализированы, и расширить в ведомственных программах госорганов на три года — сделать это предполагается до 1 июля. В пресс-службе правительства документ не комментируют, пояснив, что он только поступил в Белый дом.

Архитектурно план по-прежнему опирается на цифровой профиль гражданина (ЦПГ) как основу для перехода от модели услуг по запросу к суперсервисам.

В мае ЦПГ был запущен в промышленную эксплуатацию — по плану, в этом году на нем будут базироваться экспериментальные проекты. На практике их уже реализуют банки, которые начали подключаться к ЦПГ и оформлять кредиты для граждан через «Госуслуги». Сами власти называют приоритетом «недискриминационный» доступ для интеграции коммерческих платформ с госсервисами. Впрочем, обеспечение ЦПГ нормативной базой пока стоит на паузе — законопроект о цифровом профиле внесен в Госдуму еще в июле 2019 года, но остается без движения из-за критики ФСБ.

Руководитель технологической практики КПМГ в России и СНГ Николай Легкодимов считает план своевременным: «коронавирус форсировал цифровизацию как в коммерческом секторе, так и в государственном», но успех программы будет зависеть от качества формирования КПЭ. «При выборе услуг необходимо ориентироваться на значимость для граждан, а не простоту реализации. То же касается и цели по количеству обращений граждан, многие сервисы уже реализованы в онлайне, и качественное улучшение произойдет только при расширении спектра «удаленных» услуг»,— считает он. Руководитель дирекции вычислительных комплексов, сервиса и аутсорсинга компании «Инфосистемы Джет» Антон Павленко отмечает, что «систематизация услуг в «суперсервисы» на основе подхода «клиентского опыта» позволит упростить их использование и сделать более массовыми». Интеграция же госсервисов с коммерческими платформами позволит повысить прозрачность получения услуг, повысить их качество, а также убрать возможные коррупционные элементы и «предоставлять для пользователей цельную услугу из единого окна».

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий